Заявление на признание жилого дома непригодным для проживания

Добавлено: 14.04.2018, 06:53 / Просмотров: 74575





Закрыть ... [X]

          В последние годы жилищное законодательство нашей страны претерпевает реформы, за скоротечностью которых бывает сложно уследить не только обычным гражданам, но и нам, профессионалам. Этим и продиктовано мое желание поделиться своим видением разрешения одного из актуальных вопросов. Речь пойдет о реализации жилищных прав граждан при сносе жилых помещений, признанных непригодными для проживания.

          В настоящее время данные правоотношения регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» (далее – Указ № 563),  которым  четко и подробно установлены права граждан при сносе жилых помещений, признанных непригодными для проживания, а также механизм их реализации.

      Вместе с тем, в правоприменительной практике могут возникнуть вопросы о реализации таких прав в отношении жилых помещений, признанных непригодными для проживания до вступления в силу Указа № 563. Для наглядности приведу конкретную спорную ситуацию. 

          На основании договора дарения гр-ке Н. принадлежит на праве собственности жилое помещение – однокомнатная квартира в поселке городского типа одного из районов области. В этом жилом помещении она проживала со своей семьей - супругом и тремя несовершеннолетними детьми. Поскольку эта семья является многодетной, она состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и реализовала свое право на внеочередное предоставление льготного кредита для строительства жилого помещения (именно по указанному основанию). В результате ими была построена квартира в составе ЖСПК в областном центре.

          Решением местного исполнительного и распорядительного органа (районного исполнительного комитета), принятым в июле  2010 года,  жилой дом, в котором расположена принадлежащая гр-ке Н однокомнатная квартира, признан несоответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодным для проживания.

          До осени 2015 года гр-ка Н не обращалась в компетентные органы по вопросу реализации своих прав, основанных на указанном решении.

          В октябре 2015 года ею  получено письмо заместителя председателя районного исполнительного комитета, из которого следовало, что в соответствии с п. 4 Указа  563, ей следует явиться в районный исполнительный комитет для предъявления заявления о выплате  денежной компенсации в размере рыночной стоимости принадлежащего ей жилого помещения, а также о предоставлении ей жилого помещения типовых потребительских качеств, не уступающего по благоустройству ранее занимаемому жилому помещению, на условиях договора найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда.

          Не согласившись с данным предложением и узнав  о том, что другие собственники квартир в том же жилом доме, где находится принадлежащая ей квартира, ранее получили в собственность жилые помещения, равноценные ранее принадлежавшим им, гр-ка Н  обратилась с заявлением в областной исполнительный комитет. Из ответа председателя Комитета по архитектуре и строительству областного исполнительного комитета  следовало, что ей фактически отказано в реализации права на получение в собственность жилого помещения, равноценного по благоустройству, по общей площади не менее ранее занимаемого жилого помещения.

          При этом, подтверждая наличие у гр-ки Н. в собственности квартиры в многоквартирном жилом доме, признанном несоответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодным для проживания, в ответе указано на то, что в феврале 2014 года, супругу гр-ки Н. (почему-то  не ей самой) было предложено жилое помещение, построенное за счет средств областного бюджета, предназначенное для переселения граждан из занимаемых ими жилых помещений, признанных в установленном порядке несоответствующими санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодным для проживания. Однако от данного предложения  ее супруг отказался, так как на тот момент осуществлял строительство квартиры в составе указанного выше ЖСПК. Данное жилое помещение было построено семьей гр-ки Н. с государственной поддержкой в виде льготного кредита и субсидии, предоставляемых многодетным семьям в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года N 185 "О предоставлении гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений". Поэтому  председатель Комитета по архитектуре и строительству областного комитета, применив аналогию закона, посчитал, что возможность  строительства жилого помещения с государственной поддержкой, предоставляемой в нашей стране многодетным семьям, состоявшим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и реализация прав собственника  квартиры в многоквартирном жилом доме, признанном несоответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодным для проживания, являются  двумя основаниями одной социальной льготы. Следовательно, в соответствии с Законом Республики Беларусь от "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан", она (льгота) предоставляется по одному из оснований. А поскольку гр-ка Н. улучшила свои жилищные условия путем строительства жилого помещения в составе ЖСПК с использованием льготы «многодетная семья», воспользоваться в дальнейшем правом на государственную поддержку для улучшения жилищных условий она не имеет права.

          Тем не менее, районный исполнительный комитет считает, что гр-ка Н. может реализовать свои права, предусмотренные при сносе жилых помещений, признанных непригодными для проживания в соответствии с жилищным законодательством и, в частности с Указом № 563. Это подтверждается указанным Выше письмом (октябрь 2015 года)  и тем обстоятельством, что в ноябре 2015 года тем же исполнительным комитетом составлен акт об отказе гр-ки Н.  в получении жилого помещения типовых потребительских качеств, не уступающего по благоустройству ранее занимаемому жилому помещению, на условиях договора найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда и денежной компенсации.

          Считаю, что в сложившейся ситуации нарушены права гр-ки Н. и она имеет возможность защитить их в судебном порядке, основываясь на следующем.

          Указ № 563 вступил в силу с 01 апреля 2014 года. Пунктом 4 Указа № 563 предусмотрено, что в случае, если гражданину принадлежит на праве собственности жилое помещение, находящееся в многоквартирном или блокированном жилом доме, признанное не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и непригодным для проживания либо аварийным или грозящим обвалом вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма, по решению местного исполнительного и распорядительного органа в течение одного года этому гражданину предоставляется жилое помещение типовых потребительских качеств, не уступающее по благоустройству и по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, на условиях договора найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда.

          За принадлежащее на праве собственности жилое помещение, признанное не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и непригодным для проживания, собственнику выплачивается денежная компенсация в размере рыночной стоимости данного жилого помещения, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Согласно пункту 9 Указа № 563 данный Указ применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу. По жилищным отношениям, возникшим до вступления его в силу, настоящий Указ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.

Таким образом, Указом № 563 установлены новые подходы к реализации прав граждан при признании жилых помещений, признанных не соответствующими санитарным и техническим требованиям и непригодными для проживания, по сравнению с подходами, определенными в статье 160 Жилищного кодекса Республики Беларусь.

Поскольку в соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь», в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. В этой связи Жилищный кодекс Республики Беларусь  действует в части, не противоречащей Указу № 563.

Учитывая изложенное, нормативные предписания пункта 4 Указа № 563 применяются в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных решениями местных исполнительных комитетов не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и непригодным для проживания после вступления данного Указа в силу, то есть после 01 апреля 2014 года.

Решения местных исполнительных комитетов, принятые до 01 апреля 2014 года реализуются в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Указа № 563, то есть в соответствии с Жилищным кодексом Республики Беларусь.

          Следовательно, в отношении жилых помещений, признанных не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и непригодными для проживания согласно решениям, принятым до вступления в силу Жилищного кодекса Республики Беларусь 2012 года (в период с 1 июля 1999 года по 1 марта 2013 года), должны действовать положения статьи 105 Жилищного кодекса Республики Беларусь 1999 года.

В соответствии с частью первой статьи 105 Жилищного кодекса Республики Беларусь 1999 года,  если гражданину на праве собственности принадлежало жилое помещение, находящееся в многоквартирном жилом доме, и этот дом (жилое помещение) находился в аварийном состоянии или грозил обвалом, подлежал переоборудованию в нежилой или подлежал сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, то предприятием, учреждением, организацией, которым отводился земельный участок либо предназначался подлежащий переоборудованию жилой дом (жилое помещение), предоставлялось этому гражданину совместно с членами его семьи в собственность жилое помещение, равноценное по благоустройству, по общей площади не менее ранее занимаемого жилого помещения и соответствовавшее требованиям статьи 73 настоящего Кодекса, либо по его желанию выплачивалась денежная компенсация за принадлежавшее ему на праве собственности жилое помещение, определенная на основании заключения экспертизы о стоимости жилого помещения.

          Согласно ст. 73 Жилищного кодекса Республики Беларусь 1999 года, жилое помещение, предоставляемое гражданам в связи с выселением, должно находиться в пределах данного населенного пункта, а в сельской местности – в пределах территории поселкового, сельского Совета депутатов или территории колхоза, совхоза, если они расположены на территории нескольких поселковых, сельских Советов депутатов.

          Следует также учитывать мнение Конституционного Суда Республики Беларусь, изложенным в решении от 07 сентября 2005 года № Р-188/2005 «О совершенствовании жилищного законодательства в части предоставления жилых помещений в собственность вместо жилых помещений, находящихся в многоквартирном жилом доме и признанных непригодными для проживания» по данному вопросу.

В частности, системное толкование норм законодательства, действовавшего в указанный период, позволяло сделать вывод о том, что если жилое помещение, находящееся в многоквартирном жилом доме и принадлежащее на праве собственности гражданину, признано в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим восстановлению, а подлежит переоборудованию в нежилое помещение или сносу, то гражданину-собственнику совместно с членами его семьи предоставляется в собственность другое жилое помещение, равноценное по благоустройству, по общей площади не менее ранее занимаемого жилого помещения, в пределах данного населенного пункта либо по его желанию выплачивается денежная компенсация за принадлежавшее ему на праве собственности жилое помещение.

Правильность такого подхода к реализации принадлежащих гр-ке Н. прав подтверждается также письмами  Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 4 сентября 2014 года № 04-02-12/576 и от 01 апреля 2015 года № 04-02-12/208, адресованными, в том числе и в областной исполнительный комитет, направленных  в целях реализации прав граждан на равных условиях и единообразно по республике и подлежавших доведению до местных исполнительных и распорядительных органов базового и первичного территориальных уровней.

          По моему мнению, изложенные обстоятельства и приведенные требования законодательства Республики Беларусь свидетельствуют о том, что гр-ка Н. имеет право на получение в  собственность жилого помещения, равноценного по благоустройству принадлежащему ей жилому помещению, по общей площади не менее его и в пределах территории того сельского исполнительного комитета, где оно находится.

          В настоящее время спор между гр-кой Н. и районным исполнительным комитетом о признании права на получение в собственность жилого помещения рассматривается судом. 


Источник: http://www.rka.by/blogs/realizaciya-zhilishchnyh-prav-grazhdan-pri


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


Стих поздравления с тридцатилетием
17 марта праздник в англии
Атрибут для свадьбы
С днем рождения татьяна от путина
Сценарий презентация своей профессии
Сценарий классных часов 2 класс


Заявление на признание жилого дома непригодным для проживания
Заявление на признание жилого дома непригодным для проживания


Как признать дом непригодным для жилья Юрист
Реализация жилищных прав граждан при сносе жилых помещений, признанных



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ